Обзор регуляторной среды

Описание основных направлений деятельности АО «Казахтелеком» (услуг):

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Устава АО «Казахтелеком», Компания осуществляет деятельность в качестве оператора связи Республики Казахстан для создания, монтажа, эксплуатации и технического обслуживания сети телекоммуникаций общего пользования и частных систем телекоммуникаций, выполняет функции оператора сети телекоммуникаций общего пользования и, среди прочего, оператора междугородной и международной связи с правом производства расчетов с Администрациями связи других государств, компаниями, пользователями, международными организациями в соответствии с Регламентом Международного союза электросвязи и законодательством Республики Казахстан.

Государственные регуляторные нормы законодательства Республики Казахстан за 2022 год:

Основными законодательными актами ­Республики Казахстан, регламентирующими деятельность АО «Казахтелеком», являются ­Предпринимательский ­кодекс Республики Казахстан, Законы Республики ­Казахстан «О связи», «О естественных монополиях», «Об акционерных обществах».

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Рес­публике Казахстан, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.

В Предпринимательский кодекс вносились изменения разного характера в течение 2022 года. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.01.2022 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции» с 01.07.2022 года введена в действие новая редакция статьи 193 ПК «Государственная монополия и специальное право».

Специальным правом является исключительное или ­преимущественное право субъекта рынка, закреп­ляемое законом, на производство, реализацию и (или) покупку какого-либо товара на конкурентном рынке. Субъектом специального права может быть государственное предприятие, акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью, определенное в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Определение субъектом специального права юридичес­кого лица менее 100% акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству, допускается только при невозможности определения субъектом специального права юридического лица 100% акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству. Также устанавливаются ограничения для субъектов государственной монополии, специального права.

Антимонопольный орган проводит экспертизу цен на товары, производимые и (или) реализуемые субъектом специального права. Правила ценообразования на товары, производимые и реализуемые субъектом специального права, утверждаются антимонопольным органом.

Наиболее значимым является положение статьи 176–1 ПК, которое введено в действие данным Законом с 07.03.2022 года. Этой нормой предусматривается введение механизма доступа к ключевой мощности. Так, пунктом 1 статьи 176–1 ПК устанавливается, что ключевой мощностью являются товар, объект инфраструктуры субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение, без доступа к которым другие субъекты рынка не могут осуществлять производство и (или) реализацию товара (работы, услуги) на соответствующем или смежном товарном рынке. В рамках данной нормы Компания вынуждена предоставлять другим субъектам рынка для пользования свою сеть телекоммуникаций, РЧС и другую инфраструктуру, которые будут признаны ключевой мощностью, на условиях, определенных антимонопольным органом.

Кроме того, Законом Республики Казахстан от 03.01.2022 года с 07.03.2022 года введена в действие статья 210–1 ПК «Доверенное лицо». Согласно положениям данной статьи, для проведения экспертной оценки выполнения требований и обязательств, предусмотренных решением антимонопольного органа о согласии на экономическую концентрацию, субъект рынка вправе привлекать доверенное лицо, определяемое в соответствии с требованиями указанной статьи. Доверенным лицом является лицо, которое обладает специальными научными или практическими знаниями по вопросам, являющимся предметом экономической концентрации. Между доверенным лицом и субъектом рынка заключается договор по типовой форме, утверждаемой антимонопольным органом. Доверенное лицо уведомляет антимонопольный орган о заключении договора не позднее десяти календарных дней после даты вступления его в силу. Доверенное лицо должно быть независимым по отношению к участникам экономической концентрации.

Антимонопольный орган ведет реестр доверенных лиц в порядке, определяемом антимонопольным органом. В реестр доверенных лиц включаются кандидаты, предлагаемые объединениями субъектов предпринимательства.

Закон Республики Казахстан «О связи» (далее — Закон о связи) устанавливает правовые основы деятельнос­ти в области связи на территории Республики ­Казахстан, определяет полномочия государственных органов по регулированию данной деятельности, права и обязан­ности физических и юридических лиц, оказывающих или пользую­щихся услугами связи.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 14.07.2022 № 141-VІI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики ­Казахстан по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации, информационной безопасности и образования»:

1. из Закона о связи исключено понятие «доминирующий оператор связи» и все, что с ним связано;

2. с 14.09.2022 введены новые обязанности для операторов связи путем внесения изменения в пункт 3 и дополнения статьи 25 Закона о связи пунктом 3-1:

  • «3. Пропуск международного трафика осуществляется только через сети операторов международной связи с учетом соблюдения порядка функционирования системы централизованного управления сетями телекоммуникаций Республики Казахстан»;
  • «3-1. Пропуск интернет-трафика операторами связи на территории Республики Казахстан осуществляется с учетом соблюдения порядка функционирования системы централизованного управления сетями телекоммуникаций Республики Казахстан».

3. пункт 6 статьи 29 Закона о связи дополнен частью второй следующего содержания:

«Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) могут проводиться через воздушные линии электропередач в соответствии с правилами устройства электроустановок, утвержденными государственным органом, осуществляющим руководство в области электроэнергетики». Это позволит в дальнейшем ускорить процесс увеличения ВОЛС на территории страны с уменьшением затрат на их прокладку.

Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» распространяется на отношения, возникающие на рынке услуг Республики Казахстан, предоставляемых субъектами естественных монополий.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30.06.2022 № 130-VІI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности, недропользования, местного государственного управления, государственной границы, жилищно-коммунального хозяйства и науки», пункт 3 статьи 22 Закона РК «О естественных монополиях» был изменен и изложен в следующей редакции:

  • «3. Изменение тарифа осуществляется по ­инициативе уполномоченного органа не более двух раз в год, по инициа­тиве субъекта естественной монополии — не ­более одного раза в год».

Кроме того, в 2022 году были внесены различные изменения общего характера в некоторые законодательные акты Республики Казахстан, используемые в деятельнос­ти АО «Казахтелеком», такие как Гражданский кодекс Респуб­лики Казахстан, Налоговый кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг», Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», Закон Республики ­Казахстан «Об акционерных обществах».