Обзор регуляторной среды
Описание основных направлений деятельности АО «Казахтелеком» (услуг):
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Устава АО «Казахтелеком», Компания осуществляет деятельность в качестве оператора связи Республики Казахстан для создания, монтажа, эксплуатации и технического обслуживания сети телекоммуникаций общего пользования и частных систем телекоммуникаций, выполняет функции оператора сети телекоммуникаций общего пользования и, среди прочего, оператора междугородной и международной связи с правом производства расчетов с Администрациями связи других государств, компаниями, пользователями, международными организациями в соответствии с Регламентом Международного союза электросвязи и законодательством Республики Казахстан.
Государственные регуляторные нормы законодательства Республики Казахстан за 2022 год:
Основными законодательными актами Республики Казахстан, регламентирующими деятельность АО «Казахтелеком»,
являются Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан «О связи», «О
естественных монополиях», «Об акционерных обществах».
Предпринимательский кодекс Республики Казахстан определяет правовые, экономические и социальные условия и
гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Республике Казахстан, регулирует общественные
отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе
государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.
В Предпринимательский кодекс вносились изменения разного характера в течение 2022 года. В соответствии с
Законом Республики Казахстан от 03.01.2022 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции» с 01.07.2022 года введена в
действие новая редакция статьи 193 ПК «Государственная монополия и специальное право».
Специальным правом является исключительное или преимущественное право субъекта рынка, закрепляемое законом, на
производство, реализацию и (или) покупку какого-либо товара на конкурентном рынке. Субъектом специального права
может быть государственное предприятие, акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью,
определенное в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Определение субъектом специального права
юридического лица менее 100% акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат
государству, допускается только при невозможности определения субъектом специального права юридического лица 100%
акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству. Также устанавливаются
ограничения для субъектов государственной монополии, специального права.
Антимонопольный орган проводит экспертизу цен на товары, производимые и (или) реализуемые субъектом специального
права. Правила ценообразования на товары, производимые и реализуемые субъектом специального права, утверждаются
антимонопольным органом.
Наиболее значимым является положение статьи 176–1 ПК, которое введено в действие данным Законом с 07.03.2022 года.
Этой нормой предусматривается введение механизма доступа к ключевой мощности. Так, пунктом 1 статьи 176–1 ПК
устанавливается, что ключевой мощностью являются товар, объект инфраструктуры субъекта рынка, занимающего
доминирующее или монопольное положение, без доступа к которым другие субъекты рынка не могут осуществлять
производство и (или) реализацию товара (работы, услуги) на соответствующем или смежном товарном рынке. В рамках
данной нормы Компания вынуждена предоставлять другим субъектам рынка для пользования свою сеть телекоммуникаций, РЧС
и другую инфраструктуру, которые будут признаны ключевой мощностью, на условиях, определенных антимонопольным
органом.
Кроме того, Законом Республики Казахстан от 03.01.2022 года с 07.03.2022 года введена в действие статья 210–1 ПК
«Доверенное лицо». Согласно положениям данной статьи, для проведения экспертной оценки выполнения требований и
обязательств, предусмотренных решением антимонопольного органа о согласии на экономическую концентрацию, субъект
рынка вправе привлекать доверенное лицо, определяемое в соответствии с требованиями указанной статьи. Доверенным
лицом является лицо, которое обладает специальными научными или практическими знаниями по вопросам, являющимся
предметом экономической концентрации. Между доверенным лицом и субъектом рынка заключается договор по типовой форме,
утверждаемой антимонопольным органом. Доверенное лицо уведомляет антимонопольный орган о заключении договора не
позднее десяти календарных дней после даты вступления его в силу. Доверенное лицо должно быть независимым по
отношению к участникам экономической концентрации.
Антимонопольный орган ведет реестр доверенных лиц в порядке, определяемом антимонопольным органом. В реестр
доверенных лиц включаются кандидаты, предлагаемые объединениями субъектов предпринимательства.
Закон Республики Казахстан «О связи» (далее — Закон о связи) устанавливает правовые основы деятельности в области
связи на территории Республики Казахстан, определяет полномочия государственных органов по регулированию данной
деятельности, права и обязанности физических и юридических лиц, оказывающих или пользующихся услугами связи.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 14.07.2022 № 141-VІI «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации,
информационной безопасности и образования»:
1. из Закона о связи исключено понятие «доминирующий оператор связи» и все, что с ним связано;
2. с 14.09.2022 введены новые обязанности для операторов связи путем внесения изменения в пункт 3 и дополнения статьи 25 Закона о связи пунктом 3-1:
- «3. Пропуск международного трафика осуществляется только через сети операторов международной связи с учетом соблюдения порядка функционирования системы централизованного управления сетями телекоммуникаций Республики Казахстан»;
- «3-1. Пропуск интернет-трафика операторами связи на территории Республики Казахстан осуществляется с учетом соблюдения порядка функционирования системы централизованного управления сетями телекоммуникаций Республики Казахстан».
3. пункт 6 статьи 29 Закона о связи дополнен частью второй следующего содержания:
«Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) могут проводиться через воздушные линии электропередач в соответствии с
правилами устройства электроустановок, утвержденными государственным органом, осуществляющим руководство в области
электроэнергетики». Это позволит в дальнейшем ускорить процесс увеличения ВОЛС на территории страны с уменьшением
затрат на их прокладку.
Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» распространяется на отношения, возникающие на рынке услуг
Республики Казахстан, предоставляемых субъектами естественных монополий.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30.06.2022 № 130-VІI «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, энергосбережения и повышения
энергоэффективности, недропользования, местного государственного управления, государственной границы,
жилищно-коммунального хозяйства и науки», пункт 3 статьи 22 Закона РК «О естественных монополиях» был изменен и
изложен в следующей редакции:
- «3. Изменение тарифа осуществляется по инициативе уполномоченного органа не более двух раз в год, по инициативе субъекта естественной монополии — не более одного раза в год».
Кроме того, в 2022 году были внесены различные изменения общего характера в некоторые законодательные акты Республики Казахстан, используемые в деятельности АО «Казахтелеком», такие как Гражданский кодекс Республики Казахстан, Налоговый кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг», Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах».