Противодействие коррупции
Подход к управлению
В Компании создана Служба комплаенс. Основной задачей подразделения является обеспечение соблюдения обязательных регуляторных требований и международной практики по вопросам противодействия коррупции, соблюдения этики и формирования внутренней корпоративной культуры АО «Казахтелеком».
В Компании введены следующие внутренние документы22:
- Политика противодействия коррупции;
- Политика уведомления о предполагаемых неэтичных/неправомерных действиях;
- Политика по урегулированию конфликта интересов;
- Кодекс деловой этики;
- Кодекс корпоративного управления.
22 С комплаенс политиками можно ознакомиться в разделе «Комплаенс» на интернет-ресурсе Компании telecom.kz.
Противодействие коррупции в Компании основывается на следующих основных принципах:
- законность деятельности Компании;
- публичность и открытость деятельности Компании;
- проведение антикоррупционной пропаганды среди работников, партнеров и клиентов;
- сотрудничество в области антикоррупционной деятельности с государственными органами, а также партнерами и клиентами Компании;
- обязательное проведение служебных проверок по фактам нарушений антикоррупционного законодательства и внутренних политик Компании.
В целях противодействия коррупции в отчетном периоде в Компании использовались следующие инструменты и механизмы:
- В Приказ № 184 от 18.08.2022 АО «Казахтелеком» «О распределении полномочий и ответственности руководства АО «Казахтелеком» внесены дополнения о персональной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными работниками;
- Утверждены изменения в Правилах подбора работников АО «Казахтелеком», в части предоставления списка аффилированных лиц кандидата, справки о наличии либо отсутствии судимости, заключения полиграфологической проверки (только для СЕО-1 и СЕО-2, курирующих вопросы закупок), до назначения кандидатов на вакантные должности СЕО-1 и СЕО-2, для проведения проверки Службой комплаенс о кандидате;
- Внесены дополнения в Положение о Службе комплаенс АО «Казахтелеком» по расширению полномочий Службы в части рассмотрения вопросов, принимаемых на уровне Правления и Совета директоров;
- В Регистр рисков АО «Казахтелеком» за 2022 год внесен и утвержден расширенный список комплаенс рисков. В 2021 году он включал два основных риска: наличие конфликтов интересов при выполнении служебных обязанностей и наличие коррупционных действий и несоблюдение кодекса этики. В 2022 году риск по наличию коррупционных действий и несоблюдения кодекса этики был разбит на два отдельных риска с отдельными мероприятиями и планами реагирования.
Последний внутренний анализ коррупционных рисков проводился в 2021 году на их предмет в сфере закупок, найма
персонала и бизнес-процессах. Следующий анализ коррупционных рисков запланирован в 2023 году.
В 2022 году проведен анализ деятельности Компании на предмет выявления сфер влияния, сговоров и иных нарушений,
ведущих к недополучению прибыли и убыткам Компании.
В ходе анализа были выявлены факты фальсификации договоров аренды за размещенное оборудование АО «Казахтелеком»,
факты реализации имущества по заниженной стоимости, нарушения процедур закупок, а также факты необоснованного
предоставления скидок отдельным компаниям, нарушающие действующие регламенты. Материалы переданы в
правоохранительные органы.
Подразделения и бизнес-процессы, в отношении которых проводилась оценка рисков, связанных с коррупцией
Наименование | 2020 | 2021 | 2022 |
---|---|---|---|
Общее количество структурных подразделений, в отношении которых проводилась оценка рисков, связанных с коррупцией, шт. | 0 | 4 | 0 |
Доля структурных подразделений, в отношении которых проводилась оценка рисков, связанных с коррупцией, % | 0 | 70 | 0 |
В отчетном периоде в целях повышения комплаенс-культуры в Компании Службой комплаенс организованы и проведены 41 обучающее мероприятие в АО «Казахтелеком» и ДЗО, направленных на популяризацию функции комплаенс, повышение уровня знаний по противодействию коррупции с охватом более 6 тыс. работников Компании и ДЗО.
Информирование Компании о политиках и методах противодействия коррупции
2020 | 2021 | 2022 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Категория работников | чел. | % | чел. | % | чел. | % |
Общее количество проинформированных членов ключевых органов корпоративного управления (Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление) | 15 | 100 | 15 | 100 | 12 | 100 |
Общее количество проинформированных работников | 20 000 | 100 | 20 000 | 100 | 18 662 | 93,4 |
Общее количество проинформированных деловых партнеров | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Руководителем Службы комплаенс на информационных площадках zakon.kz и kursiv.media проведены обзорные интервью,
раскрывающие основные цели, задачи и результаты деятельности Службы.
Проведено техническое обучение, в рамках которого работники всех филиалов и ЦА (охват 18 662 работника — 93,4%)
ознакомлены с изменениями в антикоррупционном законодательстве Республики Казахстан и Политике противодействия
коррупции в АО «Казахтелеком» в части ответственности руководителей за совершение коррупционных правонарушений
подчиненными работниками.
Количество работников по категориям, прошедших обучение по вопросам противодействия коррупции в 2022 году
Категория работников | Человек | Доля, % |
---|---|---|
Общее количество членов ключевых органов корпоративного управления (Совет директоров, Правление), прошедших обучение | 12 | 100 |
Общее количество работников, прошедших обучение (по категориям): | 18 662 | 93,4 |
– На руководящих должностях | 1 074 | 93,6 |
– Специалисты | 12 305 | 88,8 |
– Рабочие | 5 283 | 99,6 |
Количество сотрудников по категориям отличается от количества сотрудников в общем списке, поскольку были взяты
данные на дату проведения обучения.
Компания не осуществляет выплаты в пользу политических партий, организаций или их представителей и не принимает
участия в политической деятельности.
В 2022 году Службой комплаенс фактов коррупции не выявлено.
Механизмы сообщений о фактах неэтичного или незаконного поведения регулируются Политикой уведомления о
предполагаемых неэтичных/неправомерных действиях, в соответствии с которой Компания гарантирует полную
конфиденциальность работникам, деловым партнерам и другим заинтересованным лицам, сообщившим о серьезных проблемах в
Компании, а также отсутствие преследования и/или дискриминации.
В Компании действует горячая линия через материнскую компанию АО «ФНБ «Самрук-Қазына», которая обслуживается
независимым оператором — компанией KPMG — для обеспечения ее эффективности. Горячая линия гарантирует
конфиденциальность и анонимность (по желанию обратившегося лица), а также регистрацию и обработку 100% обращений с
последующим предоставлением ответственным лицам. На внутреннем и корпоративном сайтах Компании размещены контакты
горячей линии и Службы комплаенс, по которым можно сообщить о любых фактах трудовых, коррупционных и иных видах
правонарушений.
За 2022 год рассмотрено 170 обращений на следующие темы:
- неисполнение договорных обязательств;
- несправедливая оплата труда;
- неравные условия найма и труда;
- нарушения процедур, злоупотребление;
- нарушения в сфере закупок.
Служба комплаенс изучает обращения и полученные материалы. При наличии признаков уголовного правонарушения Служба
комплаенс направляет их на рассмотрение Управляющего комитета по финансово-хозяйственной дисциплине
АО «Казахтелеком» под руководством Председателя Правления. Члены управляющего комитета принимают решение о передаче
материалов в правоохранительные органы.
Каждый факт, зафиксированный в Службе комплаенс, отражается в квартальном отчете для доклада Совету директоров. В
отчетном году критических проблем не возникало.
Планы на 2023 год и среднесрочную перспективу
- Проведение внутреннего анализа коррупционных рисков в сфере закупок, при найме, оценке, продвижении и увольнении работников и иных бизнес-процессах.
- Организация и проведение обучающих сессий для членов органов управления и исполнительного органа Компании и ДАО по вопросам противодействия коррупции, демонстрации последних трендов в области комплаенс и корпоративной культуры.
- Проведение обучающих мероприятий руководителями филиалов и структурных подразделений Компании (уровня СЕО-1, СЕО-2), первыми руководителями дочерних и аффилированных организаций (ДАО) — для работников организаций по вопросам противодействия коррупции.