Противодействие коррупции

Подход к управлению

GRI 3-3

В Компании создана Служба комплаенс. Основной задачей подразделения является обеспечение соблюдения обязательных регуляторных требований и международной практики по вопросам противодействия коррупции, соблюдения ­этики и формирования внутренней корпоративной культуры АО «Казахтелеком».

В Компании введены следующие внутренние документы22:

  • Политика противодействия коррупции;
  • Политика уведомления о предполагаемых неэтичных/неправомерных действиях;
  • Политика по урегулированию конфликта интересов;
  • Кодекс деловой этики;
  • Кодекс корпоративного управления.

22 С комплаенс политиками можно ознакомиться в разделе «Комплаенс» на интернет-ресурсе Компании telecom.kz.

41
мероприятие проведено в целях повышения комплаенс-культуры в Компании в 2022
GRI 205-1, 205-2

Противодействие коррупции в Компании основывается на следующих основных принципах:

  • законность деятельности Компании;
  • публичность и открытость деятельности Компании;
  • проведение антикоррупционной пропаганды среди работников, партнеров и клиентов;
  • сотрудничество в области антикоррупционной деятельности с государственными органами, а также партнерами и клиентами Компании;
  • обязательное проведение служебных проверок по фактам нарушений антикоррупционного законодательства и внутренних политик Компании.

В целях противодействия коррупции в отчетном периоде в Компании использовались следующие инструменты и механизмы:

  • В Приказ № 184 от 18.08.2022 АО «Казахтелеком» «О распределении полномочий и ответственности руководства АО «Казахтелеком» внесены дополнения о персональной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными работниками;
  • Утверждены изменения в Правилах подбора работников АО «Казахтелеком», в части предоставления списка аффилированных лиц кандидата, справки о наличии либо отсутствии судимости, заключения полиграфологической проверки (только для СЕО-1 и СЕО-2, курирующих вопросы закупок), до назначения кандидатов на вакантные должности СЕО-1 и СЕО-2, для проведения проверки Службой комплаенс о кандидате;
  • Внесены дополнения в Положение о Службе комплаенс АО «Казахтелеком» по расширению полномочий Службы в части рассмотрения вопросов, принимаемых на уровне Правления и Совета директоров;
  • В Регистр рисков АО «Казахтелеком» за 2022 год внесен и утвержден расширенный список комплаенс рисков. В 2021 году он включал два основных риска: наличие конфликтов интересов при выполнении служебных обязанностей и наличие коррупционных действий и несоблюдение кодекса этики. В 2022 году риск по наличию коррупционных действий и несоблюдения кодекса этики был разбит на два отдельных риска с отдельными мероприятиями и планами реагирования.

Последний внутренний анализ коррупционных рисков проводился в 2021 году на их предмет в сфере закупок, найма персонала и бизнес-процессах. Следующий анализ коррупционных рисков запланирован в 2023 году.

В 2022 году проведен анализ деятельности Компании на предмет выявления сфер влияния, сговоров и иных нарушений, ведущих к недополучению прибыли и убыткам Компании.

В ходе анализа были выявлены факты фальсификации договоров аренды за размещенное оборудование АО «Казахтелеком», факты реализации имущества по заниженной стоимости, нарушения процедур закупок, а также факты необоснованного предоставления скидок отдельным компаниям, нарушающие действующие регламенты. Материалы переданы в правоохранительные органы.

Подразделения и бизнес-процессы, в отношении которых проводилась оценка рисков, связанных с коррупцией

GRI 205-1
Наименование 2020 2021 2022
Общее количество структурных подразделений, в отношении которых проводилась оценка рисков, связанных с коррупцией, шт. 0 4 0
Доля структурных подразделений, в отношении которых проводилась оценка рисков, связанных с коррупцией, % 0 70 0

В отчетном периоде в целях повышения комплаенс-культуры в Компании Службой комплаенс организованы и проведены 41 обучающее мероприятие в АО «Казахтелеком» и ДЗО, направленных на популяризацию функции комплаенс, повышение уровня знаний по противодействию коррупции с охватом более 6 тыс. работников Компании и ДЗО.

Информирование Компании о политиках и методах противодействия коррупции

GRI 205-2
2020 2021 2022
Категория работников чел. % чел. % чел. %
Общее количество проинформированных членов ключевых органов корпоративного управления (Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление) 15 100 15 100 12 100
Общее количество проинформированных работников 20 000 100 20 000 100 18 662 93,4
Общее количество проинформированных ­деловых партнеров 0 0 0 0 0 0

Руководителем Службы комплаенс на информационных площадках zakon.kz и kursiv.media проведены обзорные интервью, раскрывающие основные цели, задачи и результаты деятельности Службы.

Проведено техническое обучение, в рамках которого работники всех филиалов и ЦА (охват 18 662 ­работника — 93,4%) ознакомлены с изменениями в антикоррупционном законодательстве Республики Казахстан и Политике противодействия коррупции в АО «Казахтелеком» в части ответственности руководителей за совершение коррупционных правонарушений подчиненными работниками.

Количество работников по категориям, прошедших обучение по вопросам противодействия коррупции в 2022 году

GRI 205-2
Категория работников Человек Доля, %
Общее количество членов ключевых органов корпоративного управления (Совет директоров, Правление), прошедших обучение 12 100
Общее количество работников, прошедших обучение (по категориям): 18 662 93,4
– На руководящих должностях 1 074 93,6
– Специалисты 12 305 88,8
– Рабочие 5 283 99,6

Количество сотрудников по категориям отличается от количества сотрудников в общем списке, поскольку были взяты данные на дату проведения обучения.

Компания не осуществляет выплаты в пользу политичес­ких партий, организаций или их представителей и не принимает участия в политической деятельности.

GRI 205-3, 2-25, 2-27

В 2022 году Службой комплаенс фактов коррупции не выявлено.

Механизмы сообщений о фактах неэтичного или незаконного поведения регулируются Политикой уведомления о предполагаемых неэтичных/неправомерных действиях, в соответствии с которой Компания гарантирует полную конфиденциальность работникам, деловым партнерам и другим заинтересованным лицам, сообщившим о серьезных проблемах в Компании, а также отсутствие преследования и/или дискриминации.

GRI 2-16, 2-25

В Компании действует горячая линия через материнскую компанию АО «ФНБ «Самрук-Қазына», которая обслуживается независимым оператором — компанией KPMG — для обеспечения ее эффективности. Горячая линия гарантирует конфиденциальность и анонимность (по желанию обратившегося лица), а также регистрацию и обработку 100% обращений с последующим предоставлением ответственным лицам. На внутреннем и корпоративном сайтах Компании размещены контакты горячей линии и Службы комплаенс, по которым можно сообщить о любых фактах трудовых, коррупционных и иных видах правонарушений.

За 2022 год рассмотрено 170 обращений на следующие темы:

  • неисполнение договорных обязательств;
  • несправедливая оплата труда;
  • неравные условия найма и труда;
  • нарушения процедур, злоупотребление;
  • нарушения в сфере закупок.
GRI 2-16

Служба комплаенс изучает обращения и полученные материалы. При наличии признаков уголовного правонарушения Служба комплаенс направляет их на рассмотрение Управляющего комитета по финансово-хозяйственной дисциплине АО «Казахтелеком» под руководством Председателя Правления. Члены управляющего комитета принимают решение о передаче материалов в правоохранительные органы.

Каждый факт, зафиксированный в Службе комплаенс, отражается в квартальном отчете для доклада Совету директоров. В отчетном году критических проблем не возникало.

Планы на 2023 год и среднесрочную перспективу

  1. Проведение внутреннего анализа коррупционных рисков в сфере закупок, при найме, оценке, продвижении и увольнении работников и иных бизнес-процессах.
  2. Организация и проведение обучающих сессий для членов органов управления и исполнительного органа Компании и ДАО по вопросам противодействия коррупции, демонстрации последних трендов в области комплаенс и корпоративной культуры.
  3. Проведение обучающих мероприятий руководителями филиалов и структурных подразделений Компании (уровня СЕО-1, СЕО-2), первыми руководителями дочерних и аффилированных организаций (ДАО) — для работников организаций по вопросам противодействия коррупции.