Информационные технологии
Для АО «Казахтелеком» Дивизион информационных технологий (ДИТ) играет ключевую роль не только в автоматизации, цифровизации внутренних и внешних процессов, но и в получении прямых и косвенных доходов. ДИТ предоставляет клиентам необходимые для цифрового бизнеса инфокоммуникационные сервисы — от физического размещения клиентского оборудования в ЦОД и виртуальной инфраструктуры, до SaaS-сервисов по информационной безопасности, построению сайтов, конференций и многое другое.
Кроме того, на базе инфраструктуры ЦОД предоставляются проекты государственной и социальной значимости, а размещение
в дата-центрах АО «Казахтелеком» кэширующих серверов Facebook, «Яндекс», Netflix, Akamai, Google позволяет компании
существенно экономить на международном трафике.
По данным отчета P&L за прошлый год, рентабельность IT-бизнеса составила порядка 50%, что является едва ли не самым
высоким показателем среди всех услуг компании. Также о состоятельности IT-направления свидетельствуют такие
показатели, как оборачиваемость активов, операционная прибыль и другие. Например, коэффициент оборачиваемости
активов IT-направления превышает более чем на 15% аналогичный показатель по Группе компаний, что характеризует
Дивизион как зрелое и эффективное направление.
По итогам прошлого года выручка по ИКТ-направлению составила 12,9 млрд тенге, при этом доходы, полученные от суммы
проектов АО «Казахтелеком» с использованием инфраструктуры ЦОД, составили 29 млрд тенге, включая такие проекты как
«Облачное видеонаблюдение», IoT, услуги Интеллектуальной платформы, «Маркировка и прослеживаемость товаров».
В разрезе услуг основные доходы по итогам года принесли базовые услуги ЦОД, драйверами доходов стали: IaaS
(инфраструктура как сервис), аренда стоек, виртуальный дата-центр, а также услуги по размещению серверного
оборудования.
Развитие сети дата-центров
Уходящий год позволил компании закрепить свои позиции как ведущего игрока на рынке хранения информации. АО «Казахтелеком» остается ведущим ИКТ-провайдером на рынке коммерческих дата-центров с рыночной долей 54%. На сегодняшний день Компания поддерживает сеть из 27 дата-центров в крупных городах и областных центрах республики. Это более 1 600 стоек. Общая утилизация ресурсов ЦОД в среднем достигает 95–98%, услуги дата-центров пользуются высоким спросом у клиентов телеком-оператора. На сегодня это критический процент, поэтому в ближайшие три года Дивизион информационных технологий намерен увеличить сеть дата-центров компании на 428 стоек. Так, в 2023 году будут введены два модуля ЦОД в Алматы на 84 стойки, в 2024 году планируется расширение ЦОД в Акколе на 42 стойки, а в 2025 году запланировано строительство нового ЦОД в столице емкостью 300 стоек с уровнем доступности TIER III. Кроме того, уже в следующем году ДИТ начнет работы по модернизации текущей инфраструктуры ЦОД с применением высокоэффективных «зеленых» решений. В приоритете подключить модульный ЦОД в Алматы к источникам возобновляемой энергии в рамках программы ESG и получить «зеленый» паспорт.
Стоит отметить, что на сегодня доходы от продуктов и проектов, реализованных на базе дата-центров компании, окупили инвестиции, вложенные в их строительство и развитие почти в три раза. Доля доходов от ИКТ-услуг и проектов на базе ЦОД составляет более 10% в доходах АО «Казахтелеком» и это значение постоянно растет. За последние 12 лет полученные доходы по услугам на базе ЦОД составили 152 млрд тенге. Из них прямые доходы — 120 млрд тенге и косвенные — 32 млрд тенге.
Традиционно основными услугами ЦОД являются услуги физического хостинга, такие как Co-location, Dedicated, Rent a
Rack, аренда инфраструктуры и дополнительные сервисы. Однако стоит отметить, что спрос на виртуальные ресурсы
Компании каждые три года увеличивается в среднем в четыре раза, а производительность вычислений за последние пять
лет выросло в 10 раз. К примеру, прирост доходов по услуге IaaS «Виртуальный дата-центр» за прошлый год составил
23%.
В связи с растущим спросом на виртуальные вычислительные ресурсы на рынке Казахстана, в ближайшее время
IT-направление компании планирует расширять линейку цифровых сервисов и увеличивать мощности дата-центров для
оказания облачных услуг. К слову, 50% будущих ресурсов ЦОД будут задействованы под развитие облаков.
Отметим, на сегодня Компания предоставляет облачные решения для всех сегментов рынка — как малому и среднему
бизнесу, так и крупным корпоративным клиентам, и позиционирует себя как надежного поставщика, отвечающего всем
стандартам качества и безопасности.
В рамках развития партнерских сервисов совместно с казахстанскими и международными IT-компаниями и облачными
провайдерами, в июле прошлого года Дивизион информационных технологий подписал меморандум о сотрудничестве с ООО «ИТ
Град 1 Клауд» — одним из ведущих поставщиков цифровых, медийных и телекоммуникационных сервисов в России. Для
реализации и вывода новых продуктов на рынок, дивизион планирует объединить технические ресурсы АО «Казахтелеком» с
инновационными технологиями российского сервис-провайдера, а также использовать собственные каналы связи, мощности
центров обработки данных, IT-инфраструктуру, экспертизу в разработке и запуске облачных продуктов и услуг, каналы
продаж cloud-решений и компетенции по развитию национальных IT-маркетплейсов.
Так, в рамках первого этапа большого взаимодействия двух операторов в прошлом году на ISMET.KZ была запущена новая
страница «Облачные решения». В настоящее время прорабатываются и другие, более углубленные этапы сотрудничества.
Также в 2022 году IT-направление компании начало активную работу по переводу продуктов ИКТ в формат full digital
самообслуживания. Теперь основную часть услуг Дивизиона ИТ можно купить на ISMET.KZ, оставив заявку, а отдельные
продукты можно подключить самостоятельно, без необходимости звонить менеджеру и отправлять какие-либо документы. В
2023 году работа по программе развития цифровых продуктов будет продолжена, уже в следующем году ДИТ планирует
перейти на следующий этап качественного предоставления услуг для своих клиентов.
Развитие инфраструктуры и IT-архитектуры
Пандемия оказала значительное влияние на развитие цифровых трендов, ускорив их рост и форсирование бизнеса. За
последние два года в Компании кардинально изменились форматы взаимодействия с клиентами, внедрены новые цифровые
решения, которые все больше требовали от IT-подразделения АО «Казахтелеком» гибкой и масштабируемой
IT-инфраструктуры, являющейся фундаментом для любых цифровых преобразований.
В связи с этим, IT-направлением Компании был инициирован трехлетний проект по качественной глобальной модернизации
корпоративной инфраструктуры, первый этап реализации которой был успешно завершен уже в прошлом году.
Проект по модернизации затронул три основных направления: инженерная инфраструктура центров обработки данных, где
размещены корпоративные информационные системы компании, республиканская корпоративная сеть передачи данных и
вычислительные виртуальные платформы.
В рамках реализации первого этапа проекта были полностью обновлены системы кондиционирования и бесперебойного
питания в дата-центре города Астаны. Проведена замена основных узлов корпоративной сети во всех регионах страны,
полностью модернизировано устаревшее серверное оборудование на виртуальных вычислительных площадках в Алматы и
Павлодаре. Уже в первом полугодии 2023 года IT-направление компании планирует перенести на новые площадки наиболее
критичные IT-системы.
Кроме того, был реализован первый для Компании проект по георезервированию высококритичных информационных систем,
которые участвуют в процессах взаимодействия с клиентом. Георезерв построен на базе двух центров обработки данных в
Астане и Акколе с применением технологии MetroCluster.
К 2024 году IT-направление компании планирует полностью завершить глобальную модернизацию, и IT-инфраструктура будет
полностью соответствовать ожиданиям бизнеса в части отказоустойчивости, надежности, производительности и скорости
реакции на изменения бизнес-требований.
Кроме того, уже в следующем году Дивизион информационных технологий планирует пройти международную сертификацию на
соответствие требованиям стандарта ISO/IEC 20000. Это первый международный стандарт по управлению качеством
IT-услуг. На сегодня в Компании уже разработана и утверждена нормативная документация, внедрены все предписанные
стандартом процессы, сотрудники ДИТ прошли необходимое обучение, подготовлена аудиторская группа.
Одним из важных результатов уходящего года стали переход на микросервисную IT-архитектуру и внедрение практики
Development и Operation (DevOps) в процессы разработки. Основным преимуществом перехода на микросервисную
архитектуру является возможность адаптации IT-компонентов к изменениям бизнес-правил. Благодаря микросервисной
архитектуре Компания получает легко масштабируемые, гибкие и кроссплатформенные приложения, которые оперативно можно
изменить под любые задачи пользователей, при этом контакт с другими микросервисами происходит через открытые API.
Одним словом, IT-направление компании строит новую архитектуру, ориентированную на максимальную открытость для
внешней среды, которая будет позволять не только телеком-оператору быстро запускать новые сервисы и услуги, но и
предоставлять возможность партнерам компании подключаться к ней, чтобы предоставлять услуги совместно с АО
«Казахтелеком». Проводимые работы позволят Компании быстрее выпускать новые продукты и сервисы в цифровом формате,
повысить их качество, а также активнее реагировать на потребности клиентов в соответствии с новыми требованиями к
Time-to-Market.
Отметим, по итогам прошлого года основная часть таких монолитных систем как Siebel CRM, Oracle ASAP, часть модулей
BMC Remedy и Amdocs, Система управления персоналом, корпоративные порталы telecom.kz и ismet.kz уже переведены на
микросервисы.