Предисловие

Вашему вниманию предлагается очередной интегрированный отчет АО «Казахтелеком» за прошедший 2022 год, который представляет собой наиболее подробный обзор финансово-хозяйственной деятельности Компании, отражающий ее реальное состояние.

Данный документ подтверждает, что, несмотря на большой объем капитальных затрат, крупнейший телеком-­оператор страны по итогам прошлого года сохранил комфортный уровень ликвидности, а его выручка достигла достаточно позитивной отметки. Напомним, что в первом квартале 2022 года, в период трагических январских событий, крупнейшим телеком-оператором страны были предприняты беспрецедентные меры по поддержке абонентов. Также с начала сентября 2022-го до конца прошлого года АО «Казахтелеком» освободило от абонентской платы жителей и предпринимателей Аулиекольского района Костанайской области, пострадавших от масштабных лесных пожаров. Кроме того, с физических лиц и бизнес-структур этого региона были списаны числящиеся за ними задолженности и пени, что не помешало Группе завершить год с положительным финансовым результатом.

1,9
млн абонентов в секторе широкополосного доступа
14,5
млн абонентов в сегменте мобильной связи

Как и прежде, АО «Казахтелеком» сохранило за собой статус безусловного лидера телекоммуникационного рынка Казахстана, предоставляющего широкий ассортимент услуг и сервисов во всех сегментах внутреннего рынка телекоммуникаций: в области фиксированной телефонии, широкополосного доступа в интернет, мобильной связи, платного телевидения и IT-продуктов. При этом несомненным и конкурентным преимуществом Компании остается развитая и мощная инфраструктура, включающая в себя более 85 тыс. км волоконно-оптических линий по всей республике, свыше 14 тыс. базовых станций, 27 центров обработки данных и 40 тыс. камер городского видеонаблюдения. Эта инфраструктура позволяет Группе компаний оказывать качественные услуги более чем 1,9 млн абонентов в секторе широкополосного доступа, свыше 14,5 млн в сегменте мобильной связи и обслуживать 930,7 тыс. точек подключения к платному телевидению.

930,7
тыс. точек подключения к платному телевидению

В конце 2022 года данные факторы стали основой для оценки рейтинга Компании на уровне «Стабильный» со стороны авторитетных международных агентств S&P Global Ratings и Fitch Ratings. Они же в своем отчете спрогно­зировали дальнейший органический рост выручки Группы за счет имеющейся инфраструктуры и прочных рыночных позиций. Другим подтверждением устойчивос­ти АО «Казахтелеком» и возможности успешного эволюционного развития всей Группы стал портфель проектов, стратегически важных не только для самой Компании, но и всей страны в целом.

В первую очередь, это развертывание в республике сети стандарта связи пятого поколения: в ближайшие пять лет Группой компаний АО «Казахтелеком» по всему ­Казахстану будут инсталлированы более 7 тыс. базовых станций 5G, при этом часть из них будет введена в эксплуатацию в трех мегаполисах уже в текущем году. Еще одним достижением 2022 года стало подписание соглашения с азербайджанским партнером по совмест­ной реализации сложнейшего международного проек­та строительства волоконно-оптической линии по дну Каспийского моря по маршруту «Азербайджан — ­Казахстан». Реализация этого проекта даст стране дополнительный выход к международному трафику данных и создаст новый канал, позволяющий обеспечить транзит глобального трафика из стран Азии по территории Казахстана в Европу.

В число крупных и значимых проектов Компании также входят дедупликация сети; модернизация и строительство линий «последней мили» как в городе, так и на селе; развитие технологии FWA — фиксированной беспроводной связи; а также инсталляция дополнительных серверов кэширования мировых контент-провайдеров Akamai, Facebook, Google, Cloudflare, Netflix и Meta. Кроме того, крупнейшим телеком-оператором страны были предприняты меры по улучшению работы сервисов Instagram (в том числе IGTV/Reels), WhatsApp, Facebook: за счет локализации трафика на собственных кэшированных серверах АО «Казахтелеком» удалось значительно сократить задержки отклика.

Сегодня Группа принимает самое непосредственное участие в цифровизации страны: активно развивает digital-сервисы и помогает оцифровываться промышленным и коммерческим предприятиям, местным и центральным исполнительным органам. АО «Казахтелеком» несколько лет назад приступило к широкому использованию больших данных в своей работе — и за это время создало ряд собственных инструментов в этом сегменте, которые уже используются его партнерами по всему Казахстану. Главным же итогом деятельности Компании является то, что на сегодня порядка 99% населения республики имеет возможность пользоваться всеми современными цифровыми технологиями и сервисами.

Достичь такого результата удалось за счет реализации стратегии, которая фокусируется на сохранении лидерских позиций во всех сегментах рынка и на максимальном использовании возможностей синергии в рамках Группы, включая мобильных операторов — ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» и АО «Кселл». В текущем году АО «Казахтелеком» намерено продолжить свою работу по всем этим направлениям, используя, в числе прочего, заложенную годом ранее финансовую и техническую основы.